Если обстоятельства утесняют нас с одной стороны, то с другой стороны источается польза.источается польза.
Этот мир начинается не с других людей, он начинается с тебя самого. Этот мир не заканчивается на других людях, он заканчивается на тебе самом.
Самое прекрасное в жизни – чистота сердца, и когда она отражается в лице человека, то делает его красивым.
Если мы не видим в людях добра, остается стяжать его в себе, и тогда мы увидим это добро и в других людях.
Если в уме не будешь читать себя во всем правым, то будешь прав в главном – в смирении.
Когда приходит искушение, то, кажется, что небо столкнулось с землей, а когда искушение проходит, оказывается, что буря была в стакане воды – в твоем уме.
Мудрый совет цени больше своих мыслей; чистый ум цени больше своей жизни.
Если ты не можешь без гнева слушать, когда тебе говорят о твоих недостатках, значит, ты еще не научился по-настоящему исправлять самого себя и смирять свой ум.
Если ты не можешь без обиды слушать о себе замечания других людей, значит, ты еще не научился по-настоящему приобретать доброе и полезное, и обуздывать свой ум.
Если ты ценишь только похвалу и лесть и превозносишься своим умом, значит, ты еще не научился по-настоящему уважать самого себя.
Если ты навязываешь другим свое мнение и спорами доказываешь свою правоту, упиваясь своим умом, значит, ты еще не научился по-настоящему уважать других людей.
Тот, кто научился уважать других людей по-настоящему, не ожидает от них уважения к самому себе, и хранит свой ум в благости и покое.
Тот, кто терпеливо и с рассуждением отсекает страсти и помыслы, не ошибается, будь он монах или мирской.
Сколько людей предприняло множество попыток пройти духовным путем, и почему так мало спасающихся?.. Потому что духовный путь – это не реализация личных духовных домыслов, а отказ от самого себя.
Вдоль всего духовного пути возвышаются стены из окаменевших, обратившихся вспять сердец, а живое сердце, устремленное к Богу, становится подобным солнцу среди других живых сердец, сияющих на духовном небе.
Для того чтобы сердце ожило, оно должно научиться страдать и смиряться.
Только страдающее и смиренное сердце может научиться любить.
Чтобы научиться любить Бога, нужно научиться любить людей, а это значит – научиться страдать.
Когда сердце пытается научиться любить близких, оно начинает страдать, и, страдая и стремясь, становится живым.
Если сердце устрашается страданий, оно отделяется от людей, замыкается в себе, мертвеет и гибнет.
Сердце мертвеет, когда оно отвергает людей, и гибнет, когда оно отвергает Бога.
Любить Бога и людей – значит служить тем, кого любишь. Если не служишь – значит, не любишь. Другого не дано.
Не так важен труд, который нам приходится выполнять, как важно то – храним ли мы в себе Бога, занимаясь этим трудом».
(с) монах Симеон Афонский «Девять слов»
Big Sur coast, California, USA