ПаутинкаЗанятная все-таки штука, это знание. Можно изучать цель своего исследования годами, а так и не суметь ее изучить; не завершить процесс познания не потому, что он невозможен, а потому, что не понимаешь, что он сам по себе многоуровенен, в-высоту, в-ширину, по-диагоналям, под-уровням, пред-, и, Боги – в свидетели, чему там еще, и бесполезно изучать что-то одно, если не имеешь понятия о близких, родственных составляющих и связях, соединяющих твой предмет мысли со всем остальным миром.
Можно кропотливо выверять, вызубривать, подцеплять, словно игривый котенок – ноготком, нужную, со своей точки зрения, информацию, а можно не задумываться о запоминании и просто наслаждаться самим процессом, пытаясь сохранить в сознании не столько памятные мелочи, сколько сам путь к поиску таковых. И это тоже мы называем знанием; забавно, правда?
Это как будто читаешь текст на не-родном языке: не том-самом-первом, на котором скорее не научился мыслить, но выстреливать словами не особо отягощая себя этим процессом, а на другом, где для хоть сколько-нибудь адекватного умения затратил время, силы разной категории сложности, убил желание и под корень скосил упрямство; где можно адекватно понимать значения слов и конструкций, но так и соединить их в единое, литое предложение. Или не знать почти ничего, но, как будто бы вверив себя наитию словно течению реки, что тут же уносит тебя вслед своим водам, догадываться, чувствовать по какому-то смутному внутреннему балансиру, предвидеть и предугадать нужный скрытый смысл; смотреть в бочку с водой и видеть на дне ее упавшую жемчужину: не суметь ее достать но знать (обязательно знать!), что она там есть и что обязательно сможешь, сможешь (да сможешь же!) ее оттуда вытянуть… А как?.. Впрочем, тебе уже известно. И это тоже называется знанием.
Или вот, к примеру, академически знать о процессе, событии, существовании… но не суметь это знание должным образом применять. Или наоборот, абсолютно не разбираться в теории вопроса, но быть превосходным практиком. И это мы именуем знанием.
И уж поистине загадочным моментом является непосредственно использование самого знания. Я могу не ничего не смыслить в том деле, которое от меня требуют, но я могу знать, где эту недостающую информацию найти: как узнать устаревшие данные и где взять обновленные, как выстроить логическую цепочку сообразно цели и как быстро и продуктивно проверить ее правильность; как, наконец, все это преподнести и не оплошать на конечном результате. И, самое парадоксальное, это ведь мы тоже кличем знанием!
Забавная все же штука, эти критерии знания. Я не знаю этих самых критериев, но далеко не всякое обладание информацией я называю Знанием.
Есть знания, а есть приложения. В том числе и к Знанию. Но это уже отдельная тема, верно?..