«В детстве у нас очень узок круг сношений, потребности — ничтожны, а, следовательно, волевых возбуждений — мало и большая часть нашего духа направлена на познавание. Так же, как мозг, достигающий полного объема уже на 7-ом году, ум развивается очень рано, хотя созревает лишь позже, и жадно всматривается в совершенно неведомую для него жизнь, где решительно все покрыто блеском новизны.покрыто блеском новизны.
Чем мы моложе, тем более каждый отдельный предмет заступает в наших глазах весь свой род. Но эта черта постепенно, с году на год, стирается. На этом и основана огромная разница во впечатлениях, производимых на нас вещами в молодости и в зрелом возрасте. Поэтому опыт и знания детства и ранней юности определяют неизменные уже типы и рубрики, в которые укладывается всякое последующее познание и опыт. Они же устанавливают и категории, под которые мы впоследствии подводим все, хотя и не всегда сознательно.
Таким образом, уже в детские годы образуется прочная основа мировоззрения а, следовательно, определяется поверхностный или глубокий характер его. Развивается и завершается оно лишь позже, не меняясь, однако, в основных чертах. В силу этой чисто объективной и чрез то поэтической концентрации, отличающей детские годы, и находящей поддержку в том, что воля еще долго не скажется в полной силе, в силу этого-то дети и оказывают значительно более склонности к познаванию, чем к хотению. В то время как мы столь серьезно предаемся наглядному познаванию вещей, воспитание, со своей стороны, старается привить нам понятия. Однако самый существенный элемент познания дается не понятиями. Основа, подлинное содержание всякого познания доставляются именно наглядной концепцией мира, которая может быть добыта лишь нами самими и отнюдь не может быть как-либо преподана извне. Поэтому наша моральная и интеллектуальная ценность сообщается нам не извне, а исходит из глубин нашего собственного существа».(с) «Афоризмы житейской мудрости» А. Шопенгауэр
@темы:
Воля,
Познание,
Цитаты