Лекарство, что стоит тысячу монет, растёт у самого плетня
Сегодня за обедом посмотрела на телеканале «Культура» программу «Тем временем». Т.к. работающий телевизор в моей жизни – это экзотика (не потому, что оного дома нет, а потому что смотреть мне там большей частью нечего, а раз нечего, то и особого времени на это занятие тратить не приходится), посему к теме интеллектуальной программы на вроде как интеллектуальном, в моем понимании, канале решила прислушаться. На повестке дня значилась книга Дины Хапаевой «Готическое общество» и смысл дискуссии, насколько получилось понять, сводился к тому, что..., с головой погрязнув в фэнтезийном вымышленном мире (здесь автор ставит во главе готическую составляющую Средневековья как фундамент и основную конструкцию, костяк) европейская цивилизация (к коей половинчатым боком примыкает и Россия) на данный момент испытывает некий интеллектуальный кризис. В чем оный состоит: люди европейского склада ума отгораживаются от не только рационалистических ценностей, но также и перенимают средневековые нормы морали, человек как личность перестает быть центром интереса, анализа, да хоть бы повествования, его заменяют драконы-вампиры-ведьмы. Также, согласно госпоже Хапугиной, разница между добром и злом стирается, закон и мораль перестают существовать, за ненадобностью. Автор, будучи социологом, также прогнозирует развитие упадка, вплоть, по готическому мировоззрению, до полнейшего их пренебрежения и отмирания. Готы как исток европейской культуры и готы как варвары, огненным смерчем прошествовавшие по древним цивилизациям. Готы (и ролевики в ту же кучу) как упадок, культурный регресс, декаданс. Погружение в виртуальную, выдуманную реальность, равнодушие, обломовщина, загибание человеческой культуры в сторону глубокой бездонной ямы…
Моего просмотра хватило на пятнадцать минут. Жесткий блок внутреннего неприятия возобладал над любопытством, и я так и не узнала, объяснил ли Дмитрий Глуховский леди хоть что-нибудь или все же нет.
Несмотря на тот факт, что мою душу попытались переехать как минимум асфальтоукладчиком, сразу же оговорюсь, что признаю за человеком каким бы то ни было право иметь свое мнение и высказывать оное. Однако и за собой же я признаю точно такое же право. Наши мнения об одном объекте спора могут не совпадать частично, а если полностью, то тогда мы можем или разойтись миром, оставшись при своем (по взаимной ли договоренности или если одна из сторон проявит большую лояльность, как правило, выражающуюся в лени или бесполезности доказывать), или может сцепиться в словесном бою, до первой крови или насмерть; однако же, не вижу смысла «умирать» за идеалы, в _моем_ понимании чуждые и порочные.
Ибо
дальше пойдёт мое личное мнение.дальше пойдёт мое личное мнение.
Прожив существенную часть своей жизни в восточной части нашей великой страны (ибо одна девятая суши - островной ли, материковой – это все равно круто), я с трудом понимаю, об чём спор =) И даже припомнив, что обширная часть ЕС с хоть и называется Европой, но уже давно таковой не является (например, 60% жителей Амстердама – иммигранты, а потомки переселенцев в США начала двадцатого века сейчас составляют около 40% населения страны, и это не говоря о том, что данный поток и не прекращался), я тоже как-то со скрипом понимаю, о чём речь, т.к. даже будучи европейцем, человек уже давно живет в эдаком котле, смеси наций и, как следствие, культур. Разница между Европой и Азией только в этом внешнем «слое», традициях, менталитете, школьной программе по истории, взглядах якобы «общества», нежелании разобраться, понять и принять. Она в наших головах. Но после смерти достояние гениальных людей становится народным, общественным, и если человека и можно было назвать гражданином мира, то его архитектурное творение не получится перевезти в другую страну, а роман с оригинального языка лишь можно тщательно перевести на другой. Мы не выбираем время, место, страну, семью, в которой появляемся на свет. Мы реализуем себя в том обществе и тех условия, которые есть и которые мы сами же вокруг себя и создаем.
Уважаемый Профессор, Джон Рональд Руэл Толкин, конечно, написал нечто гениальное, с этим спорить бесполезно. Но представляется, что также бесполезно спорить и с тем, что он мастерски переработал, «перепахал» историю Второй Мировой, в коей был участником, и легенду об Артуре, так как был исследователем слова, и данный шедевр не мог укрыться от его внимания. А первые части легенды об Артуре придумал сэр Томас Мэлори, сидя в тюрьме за одно интер-ресное преступление, и он также, как и впоследствии Толкин, переработал Кельтские сказания, легенды, предания, и также, как и Профессор, придал новый колорит известным событиям. По меньшей мере, исторически нецелесообразно говорить о том, что люди и в более ранние эпохи не бредили эльфами, драконами, Летней Страной, духами и божествами. И хотя в ранние периоды истории они были культом поклонения, а потом приятной историей у очага, кто посмеет утверждать, что балладами не заслушивались, а знатные дамы не ткали гобелены с лесным народцем, а книги не украшались изящной росписью свернувшегося на буквах дракона? Или что в системе карт Таро, весьма распространенной уже в четырнадцатом веке, карта Смерти, как бы парадоксально это ни звучало, была (да и есть) символом возрождения, вечной жизни, перемены, трансформации, бренности земного и ценностях вечного, а карта Дьявола - стремление к материальному?
Мир меняется. Из сплава эпохи рождается новая, мысли переосмысливаются, изменяются, дополняются, создаются новые. На изломе культур рождается другая, ничем не хуже своих предшественниц. Но со временем и она станется классикой – своего- жанра. Экспрессионизм как изломанность образов, чуткость, обостренность восприятия, желание ухватить миг, передать жизнь в ее движении. Декаденство как утонченный эстетизм, индивидуализм, как непринятие жизни, как символизм, как противопоставление, как слом эпох. Мир меняется. И это нормально, естественно, это такой же процесс, как и дышать, и он так же нужен, как воздух.
Стругацкие, Лэм, Азимов, Герберт, Шекли… Мальчики и девочки, выросшие на книжках, где полет в космос - такая же реальность, как личный транспорт, мальчики и девочки, ставшие юношами и девушками, мужчинами и женщинами, бабушками и дедушками, делают все, чтобы эти полеты в космос, это чтение мыслей, видение аур, зажжение свечей силой желания, нечеловеческая физическая, животная сила и ментальная сила разума не были частью воображения, но стали реальностью. Мы изобретаем роботов, чтобы они помогали по хозяйству, мы выращиваем донорские органы, чтобы спасти жизни. На зимнем озере мы строим ледовый дворец, и хотя он прослужит гостиницей всего несколько месяцев, у кого-то из нас будет шанс почувствовать себя Каем в гостях у Снежной Королевы, в гостях у сказки, той самой, Андерсена, жившего в далеком девятнадцатом веке. Мы строим подземные города, потому что когда-то они были восхитившей нас идеей в далеком детстве. А несколько лет назад в журнале «Популярная Механика» печатался проект автономного города на воде: огромное сооружение со впечатляющими возможностями выглядело изящно и хрупко, как распустившаяся кувшинка. Та самая, Дюймовочки. Мы делаем яркие, запоминающиеся, фантастические сказки былью, реальной приедающейся повседневностью. Это называется креатив, движение идей в природе. Из того, что существует, придумываем несуществующее (пока!) и из подручных средств воплощаем в существующее. Будь то водный город, дом-яйцо, рисунок художника или рассказ писателя.
То же самое происходит не только с «антуражем» и «тварями», но и с «магией». Две тысячи лет назад хождение по воде считалось чудом из чудес. Сейчас же известно ( и научно доказано!) такое свойство воды, как запоминание информации на неограниченный период времени (пока не растает) и причем информации разной: слово, эмоция… мысль. Вода загрязняется нашими помыслами и очищается… сама, круговоротом воды в природе, или нами же. Если растение похвалить, оно и растет лучше. А человек на сколько процентов состоит из воды? То-то же. Все болезни – от нервов. Но вода также может изменять и свою упругость (поправьте меня, физики), то лучше удерживая человека на воде, то хуже, в зависимости от мысленного настроя. Так что вполне возможно, что Христос в действительности показывал сильнейшую мысленную концентрацию и, кто знает, вдруг да его чудо повторит кто-то из нас? А Дельфийский Оракул? Сколько тысячелетий бились над этой тайной, таинством, чудом… и все-таки не зря. А разгадка египетских иероглифов уважаемым Шампольоном? Так почему бы и не произойти такому «чуду», если в нашу эпоху вдруг разгадают одну из «тайн» мозговой деятельности и мы научимся управлять стихиями? Или, в крайнем случае, изобретут портативное устройство, помогающее это делать без особых забот? Понятие алгоритма аль-Хорезми изобрел в далеком девятом веке, а сейчас я веду виртуальный публичный дневник и считаю, что это даже проще, чем вести реальный. Мог ли предположить такое в своем детище аль-Хорезми? А почему бы этому и не быть? Есть фантастическая в прямом смысле слова идея, осталось сделать все для ее реализации.
Будучи художником, на белом листе бумаги (или экрана) можно создать шедевр. И не важно, что не пахнет красками, окружающее рабочее пространство не заляпано небрежными мазками, а на рабочей майке нет грязных разводов и пятен. Даже без печати его может увидеть целый мир.
Будучи писателем, из инструментов имея лишь слово, можно создать Мир. Настолько же реальный, как и окружающий. И не важно, живут ли в нем обычные люди или лесные твари, живут ли в эпохе Средневековья или бороздят космос, исследуя неизведанные уголки или отдыхая в метеоритном парке из культурного наследия. Не важно, потому что это всего лишь декорации. Ширма. Тени. Так уж случилось, что мы, люди, живем в мире людей и видим рядом с собой тоже и исключительно людей. Ну, вот так уж получилось, что взяла одна обезьяна в руки палку и смастерила копье, а другая покрутила пальцем у виска и, решив, что убивать «родичей» по среде обитания плохо, отправилась собирать фрукты. А потом взаимоотношения у двух обезьян что-то не заладились, ведь искать компромисс трудно, а если одна из сторон противится, то и вовсе бесполезно. Вот так и воюем с Природой, хотя делить, по правде, и нечего. А еще иногда (а, может, часто) люди в нашем понимании поступают не по-людски. И мы, по старой памяти, приписываем им «свойства», черты характера других живых существ. Хитрый, как лиса. Изворотливый, аки змея. Медвежья сила. Собачья преданность. Орлиная гордость. Маленькая и невысокая, как фэйри. Красивая… эльфийка. Это маски. Ярлыки, развешанные тут и там, как игрушки на елке. Так _удобнее_. В наше время этим словом прикрывают другое: «проще». Отсюда и засилье высокомерных и прекрасных эльфов, агрессивных и жестоких орков, рудокопов-гномов, меняющих личину перевертышей-оборотней, ведь иногда так хочется обернуться – и выпустить всю боль, все негативные эмоции в темный лес другой ипостаси. Вампиры прут оттуда же, из темных углов нашей психики, из первобытного страха перед ночью из притягательности сумеречного времени суток, ведь даже двор собственного дома кажется чем-то таинственным и волшебным в серебряном лунном свете. Чтобы придумать собственную расу, надо приложить недюжие усилия, это процесс сложный, трудоемкий, затратный. Проще выбрать необходимый набор признаков – и выбрать расы, играть штампами, сплетать жанры. Но кто бы не действовал в главной роли: высокомерие напополам с жестокостью, хитрость и изворотливость, сила и власть – главным полем битвы остаются судьбы и души. И если подкачал сюжет, нет смысла продолжать чтение.
Будучи мастером ролевой игры, имея из инструментов лишь сюжет, можно создать Судьбу. Судьбу отдельного героя, студента, приехавшего на полигон поиграть за компанию, или бывалого ролевика, едущего за качеством погружения в другую вселенную, в другую реальность, или персонажа на форуме, вот только что созданного и пока еще не определившегося со своей ролью в этой игре. Или Судьбу целого мира, даже если он просуществует день-два-три и его «жители» разъедутся кто куда в поисках нового пристанища , или, провисев в Интернете непонятное количество времени, он потухнет, не будучи скован чем-то большим, нежели просто участие. Это большая власть, из ничего создавать империи, но и ответственность великая, ведь игроки вручают собственные жизненные пути или собственное время. Придумать и воплотить вселенную и поделится ею с другим, просто так, ничего не прося взамен, а иногда и получая лишь упреки. Быть сильной личностью, чтобы со всеми задачами и оправдать возложенную ответственность. Быт тонким психологом, уметь гасить конфликты в первой искре. Уметь уважать и быть уважаемым. Но кем бы ни был Мастер, он лишь создает декорации; свои роли актеры выбирают сами. Добро пожаловать в Мир, творимый собственными руками. Все решения, как и решение играть, принимаешь сам.
Тот или иной факт можно рассматривать по-разному, вертеть во все стороны, как диковинную игрушку, пока не найдешь грань, милую твоему собственному сердцу. Однако не следует забывать, даже когда факт-предмет постоянно повернут к себе нужной стороной, что есть и та, другая, несколько других, и чтобы понять предмет, придется ознакомиться со всеми. Ведь, вполне возможно, что грань выбранная является наиболее блеклой и непритязательной.
Моего просмотра хватило на пятнадцать минут. Жесткий блок внутреннего неприятия возобладал над любопытством, и я так и не узнала, объяснил ли Дмитрий Глуховский леди хоть что-нибудь или все же нет.
Несмотря на тот факт, что мою душу попытались переехать как минимум асфальтоукладчиком, сразу же оговорюсь, что признаю за человеком каким бы то ни было право иметь свое мнение и высказывать оное. Однако и за собой же я признаю точно такое же право. Наши мнения об одном объекте спора могут не совпадать частично, а если полностью, то тогда мы можем или разойтись миром, оставшись при своем (по взаимной ли договоренности или если одна из сторон проявит большую лояльность, как правило, выражающуюся в лени или бесполезности доказывать), или может сцепиться в словесном бою, до первой крови или насмерть; однако же, не вижу смысла «умирать» за идеалы, в _моем_ понимании чуждые и порочные.
Ибо
дальше пойдёт мое личное мнение.дальше пойдёт мое личное мнение.
Прожив существенную часть своей жизни в восточной части нашей великой страны (ибо одна девятая суши - островной ли, материковой – это все равно круто), я с трудом понимаю, об чём спор =) И даже припомнив, что обширная часть ЕС с хоть и называется Европой, но уже давно таковой не является (например, 60% жителей Амстердама – иммигранты, а потомки переселенцев в США начала двадцатого века сейчас составляют около 40% населения страны, и это не говоря о том, что данный поток и не прекращался), я тоже как-то со скрипом понимаю, о чём речь, т.к. даже будучи европейцем, человек уже давно живет в эдаком котле, смеси наций и, как следствие, культур. Разница между Европой и Азией только в этом внешнем «слое», традициях, менталитете, школьной программе по истории, взглядах якобы «общества», нежелании разобраться, понять и принять. Она в наших головах. Но после смерти достояние гениальных людей становится народным, общественным, и если человека и можно было назвать гражданином мира, то его архитектурное творение не получится перевезти в другую страну, а роман с оригинального языка лишь можно тщательно перевести на другой. Мы не выбираем время, место, страну, семью, в которой появляемся на свет. Мы реализуем себя в том обществе и тех условия, которые есть и которые мы сами же вокруг себя и создаем.
Уважаемый Профессор, Джон Рональд Руэл Толкин, конечно, написал нечто гениальное, с этим спорить бесполезно. Но представляется, что также бесполезно спорить и с тем, что он мастерски переработал, «перепахал» историю Второй Мировой, в коей был участником, и легенду об Артуре, так как был исследователем слова, и данный шедевр не мог укрыться от его внимания. А первые части легенды об Артуре придумал сэр Томас Мэлори, сидя в тюрьме за одно интер-ресное преступление, и он также, как и впоследствии Толкин, переработал Кельтские сказания, легенды, предания, и также, как и Профессор, придал новый колорит известным событиям. По меньшей мере, исторически нецелесообразно говорить о том, что люди и в более ранние эпохи не бредили эльфами, драконами, Летней Страной, духами и божествами. И хотя в ранние периоды истории они были культом поклонения, а потом приятной историей у очага, кто посмеет утверждать, что балладами не заслушивались, а знатные дамы не ткали гобелены с лесным народцем, а книги не украшались изящной росписью свернувшегося на буквах дракона? Или что в системе карт Таро, весьма распространенной уже в четырнадцатом веке, карта Смерти, как бы парадоксально это ни звучало, была (да и есть) символом возрождения, вечной жизни, перемены, трансформации, бренности земного и ценностях вечного, а карта Дьявола - стремление к материальному?
Мир меняется. Из сплава эпохи рождается новая, мысли переосмысливаются, изменяются, дополняются, создаются новые. На изломе культур рождается другая, ничем не хуже своих предшественниц. Но со временем и она станется классикой – своего- жанра. Экспрессионизм как изломанность образов, чуткость, обостренность восприятия, желание ухватить миг, передать жизнь в ее движении. Декаденство как утонченный эстетизм, индивидуализм, как непринятие жизни, как символизм, как противопоставление, как слом эпох. Мир меняется. И это нормально, естественно, это такой же процесс, как и дышать, и он так же нужен, как воздух.
Стругацкие, Лэм, Азимов, Герберт, Шекли… Мальчики и девочки, выросшие на книжках, где полет в космос - такая же реальность, как личный транспорт, мальчики и девочки, ставшие юношами и девушками, мужчинами и женщинами, бабушками и дедушками, делают все, чтобы эти полеты в космос, это чтение мыслей, видение аур, зажжение свечей силой желания, нечеловеческая физическая, животная сила и ментальная сила разума не были частью воображения, но стали реальностью. Мы изобретаем роботов, чтобы они помогали по хозяйству, мы выращиваем донорские органы, чтобы спасти жизни. На зимнем озере мы строим ледовый дворец, и хотя он прослужит гостиницей всего несколько месяцев, у кого-то из нас будет шанс почувствовать себя Каем в гостях у Снежной Королевы, в гостях у сказки, той самой, Андерсена, жившего в далеком девятнадцатом веке. Мы строим подземные города, потому что когда-то они были восхитившей нас идеей в далеком детстве. А несколько лет назад в журнале «Популярная Механика» печатался проект автономного города на воде: огромное сооружение со впечатляющими возможностями выглядело изящно и хрупко, как распустившаяся кувшинка. Та самая, Дюймовочки. Мы делаем яркие, запоминающиеся, фантастические сказки былью, реальной приедающейся повседневностью. Это называется креатив, движение идей в природе. Из того, что существует, придумываем несуществующее (пока!) и из подручных средств воплощаем в существующее. Будь то водный город, дом-яйцо, рисунок художника или рассказ писателя.
То же самое происходит не только с «антуражем» и «тварями», но и с «магией». Две тысячи лет назад хождение по воде считалось чудом из чудес. Сейчас же известно ( и научно доказано!) такое свойство воды, как запоминание информации на неограниченный период времени (пока не растает) и причем информации разной: слово, эмоция… мысль. Вода загрязняется нашими помыслами и очищается… сама, круговоротом воды в природе, или нами же. Если растение похвалить, оно и растет лучше. А человек на сколько процентов состоит из воды? То-то же. Все болезни – от нервов. Но вода также может изменять и свою упругость (поправьте меня, физики), то лучше удерживая человека на воде, то хуже, в зависимости от мысленного настроя. Так что вполне возможно, что Христос в действительности показывал сильнейшую мысленную концентрацию и, кто знает, вдруг да его чудо повторит кто-то из нас? А Дельфийский Оракул? Сколько тысячелетий бились над этой тайной, таинством, чудом… и все-таки не зря. А разгадка египетских иероглифов уважаемым Шампольоном? Так почему бы и не произойти такому «чуду», если в нашу эпоху вдруг разгадают одну из «тайн» мозговой деятельности и мы научимся управлять стихиями? Или, в крайнем случае, изобретут портативное устройство, помогающее это делать без особых забот? Понятие алгоритма аль-Хорезми изобрел в далеком девятом веке, а сейчас я веду виртуальный публичный дневник и считаю, что это даже проще, чем вести реальный. Мог ли предположить такое в своем детище аль-Хорезми? А почему бы этому и не быть? Есть фантастическая в прямом смысле слова идея, осталось сделать все для ее реализации.
Будучи художником, на белом листе бумаги (или экрана) можно создать шедевр. И не важно, что не пахнет красками, окружающее рабочее пространство не заляпано небрежными мазками, а на рабочей майке нет грязных разводов и пятен. Даже без печати его может увидеть целый мир.
Будучи писателем, из инструментов имея лишь слово, можно создать Мир. Настолько же реальный, как и окружающий. И не важно, живут ли в нем обычные люди или лесные твари, живут ли в эпохе Средневековья или бороздят космос, исследуя неизведанные уголки или отдыхая в метеоритном парке из культурного наследия. Не важно, потому что это всего лишь декорации. Ширма. Тени. Так уж случилось, что мы, люди, живем в мире людей и видим рядом с собой тоже и исключительно людей. Ну, вот так уж получилось, что взяла одна обезьяна в руки палку и смастерила копье, а другая покрутила пальцем у виска и, решив, что убивать «родичей» по среде обитания плохо, отправилась собирать фрукты. А потом взаимоотношения у двух обезьян что-то не заладились, ведь искать компромисс трудно, а если одна из сторон противится, то и вовсе бесполезно. Вот так и воюем с Природой, хотя делить, по правде, и нечего. А еще иногда (а, может, часто) люди в нашем понимании поступают не по-людски. И мы, по старой памяти, приписываем им «свойства», черты характера других живых существ. Хитрый, как лиса. Изворотливый, аки змея. Медвежья сила. Собачья преданность. Орлиная гордость. Маленькая и невысокая, как фэйри. Красивая… эльфийка. Это маски. Ярлыки, развешанные тут и там, как игрушки на елке. Так _удобнее_. В наше время этим словом прикрывают другое: «проще». Отсюда и засилье высокомерных и прекрасных эльфов, агрессивных и жестоких орков, рудокопов-гномов, меняющих личину перевертышей-оборотней, ведь иногда так хочется обернуться – и выпустить всю боль, все негативные эмоции в темный лес другой ипостаси. Вампиры прут оттуда же, из темных углов нашей психики, из первобытного страха перед ночью из притягательности сумеречного времени суток, ведь даже двор собственного дома кажется чем-то таинственным и волшебным в серебряном лунном свете. Чтобы придумать собственную расу, надо приложить недюжие усилия, это процесс сложный, трудоемкий, затратный. Проще выбрать необходимый набор признаков – и выбрать расы, играть штампами, сплетать жанры. Но кто бы не действовал в главной роли: высокомерие напополам с жестокостью, хитрость и изворотливость, сила и власть – главным полем битвы остаются судьбы и души. И если подкачал сюжет, нет смысла продолжать чтение.
Будучи мастером ролевой игры, имея из инструментов лишь сюжет, можно создать Судьбу. Судьбу отдельного героя, студента, приехавшего на полигон поиграть за компанию, или бывалого ролевика, едущего за качеством погружения в другую вселенную, в другую реальность, или персонажа на форуме, вот только что созданного и пока еще не определившегося со своей ролью в этой игре. Или Судьбу целого мира, даже если он просуществует день-два-три и его «жители» разъедутся кто куда в поисках нового пристанища , или, провисев в Интернете непонятное количество времени, он потухнет, не будучи скован чем-то большим, нежели просто участие. Это большая власть, из ничего создавать империи, но и ответственность великая, ведь игроки вручают собственные жизненные пути или собственное время. Придумать и воплотить вселенную и поделится ею с другим, просто так, ничего не прося взамен, а иногда и получая лишь упреки. Быть сильной личностью, чтобы со всеми задачами и оправдать возложенную ответственность. Быт тонким психологом, уметь гасить конфликты в первой искре. Уметь уважать и быть уважаемым. Но кем бы ни был Мастер, он лишь создает декорации; свои роли актеры выбирают сами. Добро пожаловать в Мир, творимый собственными руками. Все решения, как и решение играть, принимаешь сам.
Тот или иной факт можно рассматривать по-разному, вертеть во все стороны, как диковинную игрушку, пока не найдешь грань, милую твоему собственному сердцу. Однако не следует забывать, даже когда факт-предмет постоянно повернут к себе нужной стороной, что есть и та, другая, несколько других, и чтобы понять предмет, придется ознакомиться со всеми. Ведь, вполне возможно, что грань выбранная является наиболее блеклой и непритязательной.
@темы: Паутинка